Введение в ушу
Направления ушу
Ушу (кит. трад. 武術, упр. 武术) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.
В настоящее время можно выделить два направления в современном ушу: спортивное и традиционное.
Спортивное ушу
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений. Таолу — практический компонент ушу, представляющий собой заданный набор упражнений (комплекс движений), имитирующий бой человека с одним или несколькими противниками с оружием и без. Порядок движений таолу задается заранее; все они взаимосвязаны между собой, и их хореография символизирует определенные философские принципы, лежащие в основе техник защиты и нападения. В число движений входят удары руками и ногами, прыжки, подсечки, стойки и шаги, захваты, броски, борьба, балансирование и пр. Зрелищные приемы были заимствованы из таких известных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и другие.
Соревновательные комплексы разделяют на Северный стиль, Южный стиль и Тайцзи. Соревновательные программы состоят из комплексов: кулак — чанцюань, наньцюань, тайцзицюань; короткое оружие — даошу, наньдао, цзяньшу, тайцзицзянь; длинное оружие — гуньшу, наньгунь, цяншу; парные комплексы — дуйлянь без оружия, дуйлянь с оружием.
Саньда (саньшоу) — современная разновидность спортивной борьбы, в основу которой легли традиционные приемы ушу, такие как удары руками и ногами, броски, захваты и разнообразные тактики обороны.
Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксерских шортах и перчатках (профессиональные бои взрослой возрастной группы).
Традиционное Ушу
Традиционное ушу — это те виды ушу, которые издавна практиковались в Китае и на основе которых были созданы спортивные виды ушу. Если ушу-таолу привлекает своей сложностью, динамикой исполнения, то в ушу-чуаньтун можно найти удивительное разнообразие кулачной техники (северные, южные, внутренние, подражательные стили ушу), а также богатейший арсенал методов работы с оружием (меч, алебарда, девятизвенная цепь, парные ножи, спицы, палка, копье, трехзвенный цеп и многие другие).
Традиционные стили ушу без оружия разделены на шесть групп по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. Огромнейшее разнообразие традиционных комплексов с оружием и без него делает ушу бесконечно интересным для изучения: Багуачжан (ладонь восьми триграмм»), бацзи цюань («кулак восьми пределов»), шаолинь цюань («кулак шаолиньских монахов»), подражательные стили — подражание движениям орла, пьяного человека, обезьяны, богомола.
Не менее интересен и арсенал традиционного оружия ушу: палка, меч, парные мечи, кинжалы, парные цепи, гибкое оружие: цепь, трехзвенная палка, гибкое копье. Поединки дуйлянь включают: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного(ых) против безоружного(ых). Показательные групповые выступления (цзитисянму) служат зрелищным финалом соревнований по ушу.
Стили ушу
Существует большое многообразие стилей ушу. Перечислить и описать все стили ушу довольно сложно. Ниже приведены несколько групп стилей имеющих наибольшее число последователей.
Школы ушу внутреннего направления
Нэй цзя цюань. Этот стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня — нападением — и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: «…посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу».
Для того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя нэй цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей тайцзи цюань, син и цюань и ба гуа чжан были объединены под одним названием нэй цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай цзя цюань (школа внешнего направления).
Тайцзы цюань. Стили ян, чень, сунь и два стиля у объединены под общим названием — тай цзи цюань. Это направление китайского ушу отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань имеет свои особенности: стиль ян — спокойный и распрямленный, стиль у, первый: — изящен и динамичен, второй — открыт и четок, стиль чень — это гармония мягкого и твердого, сунь — подвижен и гибок.
Син и цюань (направленная воли и воплощенный разум) — это обобщенное название пяти форм и двенадцати образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины.
Багуа чжан — это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед — назад, влево — вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании.
Школы ушу внешнего направления
Чан цюань (длинный кулак) — обобщающее название ча цюань, двух стилей хуа цюань, пао цюань, хун цюань, шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и др.
После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один их хуа цюань отличаются спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы — пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.
Дуань цюань (короткий кулак) имеет еще названия дуань да цюань, мянь чжан, дуань да, мянь чжан цюань. Комплексов тао лу в дуань цюань всего шестнадцать — восемь начальных и восемь мастерских. В этом смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на нижнем, груди и боков — на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.
Нань цюань (Южный кулак). Он по праву считается одним из наиболее древних и наиболее распространенных стилей. Его история исчисляется четырьмя столетиями. В «Малоизвестных записках», написанных более четырех веков назад, есть слова: «В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса» и » семнадцать школ фехтования на копьях» Среди этих школ есть такие, как чжао цзя цюань, нань цюань, гоу гуа цюань, пи гуа цюань и др.
Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:
- Огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: «Одна позиция — много рук» и «Один шаг — несколько приемов руками». К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: «На юге кулаки, на севере — ноги».
- Движения ритмичные, сила жесткая.
- Позиции устойчивы, центр тяжести находится низко.
- Переходящие друг в друга ускорения и замедления, чередования длинных и коротких ударов, взаимодополняющие мягкость и твердость, где твердость — ведущая.
- Энергия ци помещена в дань тянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу ли. Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает действия полными и мощными.
Среди других стилей нань цюань выделяется жесткостью и волей.
Сянсин цюань (образные или «звериные» стили). По-другому мо шень цюань (подражающий кулак), — это специфическое и очень своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является подражание некоторым видам поведения людей и различным животным — их действиям, повадкам и поведению в схватках. Сянсин цюань стал одним из самых зрелищных стилей ушу.
Хотя каждый вид сянсин цюань строго специфичен, тем не менее все «звериные» стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян син цюань просто поражает своей яркостью и выразительностью.